0
Корзина пуста

12 игрушек, которые действительно развивают

Развивающие игрушкиСколько замечательных, разнообразных, удивительных игр и пособий придумали и выпустили. Заходишь в магазин – и глаза разбегаются. Пообщаешься с другими родителями – и хочется бежать за новыми покупками. Но в то же время, какие-то пособия более эффективны, какие-то менее.


Ниже представлены 12 пособий, игрушек, игр, которые действительно развивают ребенка в разных возрастах.



1. Пирамидка (от 1 до 3 лет)


Детские пирамидки


Как ни странно, но пирамидка – очень мощное дидактическое пособие. Только вот задача, пирамидка должна быть правильной: у нее должен быть стержень – палочка, а не конус (дело в том, что конус не позволяет собрать пирамидку неправильно)

  • дырочка в колечках должна быть одинаковой (есть такие пирамидки, когда у больших колец – очень большая дырка, такую пирамидку невозможно собрать неправильно, маленькие кольца, надетые раньше, просто проваливаются внутрь)
  • устойчивое основание (т.е. штырек стоит, а ребенок на него спокойно надевает колечки)
  • лучше всего, если все колечки одного цвета (потому что часто дети просто запоминают порядок цветов, но не понимают сам принцип)


С помощью пирамидки самых маленьких мы научим новым координационным действиям: снимать и надевать колечки. Позже дети учатся сравнивать колечки: большой – маленький, больше – меньше. И только потом приходят к принципу сортировки: сначала самое большое колечко, теперь самое большое из оставшихся – и соберем всю пирамидку. А кроме того, можно считать, сравнивать с другими предметами (большому мишке – большое печенье–колечко, а маленькому мишутке – самое маленькое), надевать на пальчики, нанизывать как бусы и т.п.

2. Матрешка (от 1 до 4 лет)


Матрешка


Матрешка продолжает идею пирамидки, но и позволяет на новом уровне ощутить понятие больше – меньше. Ведь тут маленькая матрешка оказывается внутри большой.


Первые манипуляции может с удовольствием выполнять самый маленький ребенок. А вот находить порядковое место нужной матрешки, считать, какая она с начала (от большой) и с конца (от маленькой), выстраивать двойные сравнения (больше этой, но меньше той) – это уже и четырехлетке актуально.

3. Вкладыши Монтессори (от 1 до 6 лет)


Вкладыши Монтессори


На основе рамок-вкладышей, придуманных Марией Монтессори, создана масса игр и пособий. Конечно, эффективнее пользоваться действительно оригинальным пособием, т.к. в нем фигуры не отличаются по цвету, не проваливаются в отверстия, ровно вставляются в свои рамки. В этом заложен глубокий смысл. Ребенок узнает фигуры не по цветам, а по контурам – у него формируются образы фигур в памяти. Невозможно неправильно вставить фигурку – она никуда не провалится, а «окошко» - не закроется.


Но что же делать с пособием после того, как ребенок научился правильно соотносить рамку и вкладыш? Что делать с подросшими детьми?
Теперь мы закрываем глазки и играем - наши руки должны научиться узнавать образы и фигуры.


А кроме того, рамки и вкладыши мы начинаем использовать как трафареты и штампы! Придавил фигуркой пластилин – получил красивый, выпуклый отпечаток. Обвел фигуру снаружи – получил контур. А можно изнутри рамку обвести – совсем другая работа для ручек и мозга. Покрасил с одной стороны вкладыш краской – получил отпечаток. Ну, и кроме того, фигуры – прекрасный материал для развития мышления, узнавания свойств, сравнения и т.п.

4. Кукла или мягкая игрушка (от 1 до 6 лет)


Мягкие игрушки


Разве это развивающее пособие? - Еще какое! Дело в том, что куклу или мишку, котика и т.п. мы будем класть спать, кормить, мыть, лечить, возить и так далее. Эта игрушка - прообраз "я" ребенка. Именно так малыш начинает осознавать окружающий мир и самого себя в нем, развивать личность. Не забудьте к кукле приложить несколько лоскутков ткани. Они станут и кроватью, и полотенцем, и парашютом…

5. Посудка (от 1 до 5 лет)


Детская посудка


Для самого маленького ребенка процесс еды занимает очень значительное место в жизни. Чувство голода и насыщение – очень сильные, яркие и важные ощущения. Да и много времени на это уходит. Так что и игры в "покушать", "почаевничать" – очень нужны и важны.
Но это не только обучение сюжетным играм, но мощнейший толчок для развития речи и мышления. В играх с детской посудкой хорошо работает мелкая моторика, а когда вы начнете готовить из крупы или песка – активно включатся сенсорные ощущения. Потом мы добавим пластилиновые колбаски и колобки, а через какое-то время начнут получатся и более сложные продукты.


Игра с посудой стимулирует и счет ("Сколько у нас гостей?" - "Один, два, три!"), и формирование логических операций ("Хватит ли нам 3 тарелки?"), и закладываются операции сложения – вычитания, деления и умножения, решения задач ("Если каждому разложить по 2 ягодки на тарелку, сколько всего ягодок нам нужно?").


Игры с посудой - это и творческое дело: нарисовать, украсить, красиво сервировать – тут есть прекрасные поводы для включения воображения и фантазии.

6. Разные мячики (от 1 года)


Мячики


Подойдут самые разные мячики от малюсенького каучукового, который хорошо прыгает и помещается в маленькой ладошке, до большого резинового и огромного пляжного надувного. Игры с мячом - это и физическая подготовка, и мышление (сравнения, классификации, функции, задачи и т.п.)

7. Деревянный конструктор (от 1 года)


Деревянный конструктор


Самые обычные блоки: кирпички, призмы, цилиндры. Сначала – это будут просто манипуляции: башенки, заборчики. Потом он очень пригодится для первых сюжетных игр: сделать стол для куклы, стул для мишки, построить гараж для машинки.


А сами детали – это отличное пособие для развития мышления: "А найди мне детальку, у которой три угла" (сначала играем не с объемными телами, а на плоскости, то есть, положив детали на поверхность стола), "А найди большой квадрат" и т.п. Затем начинаются миры, когда вдруг вырастает лес или город, появляется ферма или космический корабль. А всего-то – немного фантазии, опыта и деревянные детали.
С помощью большого набора можно осваивать и математику: прекрасный счетный материал, геометрия опять же, симметрия и т.п.

8. «Сложи узор» Б.П. Никитина (от 1,5 до 6 лет)


Сложи узор


Замечательная авторская игра Бориса Павловича Никитина. Идея почерпнута им у американского психолога Коса (Kohs Block Design Test), развита и скорректирована. Игра позволяет развивать пространственное и логическое мышление ребенка, аналитико-синтетическое мышление, воображение. Начинать можно с самыми маленькими, постепенно переходя от более простых к более сложным заданиям.

9. «Сложи квадрат» Б.П. Никитина (от 3 до 6 лет)

Сложи квадрат


И снова авторская игра Бориса Павловича Никитина. Очень простая внешне, но скрывающая в себе значительный потенциал. Способствует формированию образов геометрических фигур, развитию пространственного воображения, математических и творческих способностей, логического мышления. Постепенно переходя от квадрата к квадрату, от уровня к уровню, мы позволяем ребенку продвигаться дальше и дальше в своем развитии.

10. «Кубики для всех» Б.П. Никитина (от 4 лет)


Кубики для всех


Сложное пособие. Многие родители пасуют перед ним. И совершенно зря! Игра стимулирует ребенка думать, оперировать пространственными образами. Ведь дело приходится иметь с объемными фигурами. Это новая ступенька мышления и абстрагирования. Умение комбинировать эти кубики значительно сложнее обычной игры с конструктором, и развивает способности к комбинаторике и пространственному мышлению. Начинаем с самого простого и постепенно двигаемся дальше. Ведь игра помогает овладеть графической грамотностью, понимать план, карту, чертеж.

11. Фигурки животных и людей (от 1 года)

Фигурки животных


Зверушки, человечки, сказочные герои. Они позволяют реализовывать разные игры, будь то ферма, пустыня, море или автобус. Ребенок создает игровой мир (сначала, конечно с помощью взрослых), и заполняет его персонажами: вот тут у нас живут рыбки, а тут малыш едет на машине к бабушке.


Это не только игра как таковая, фигурки - еще и пособие для развития. Ведь это и речь – мы называем самих персонажей, придумываем что-то про них, называем их «части» хвосты-копыта-рога-хоботы-горбы. Можем играть с классификацией – кто у нас бегает, летает, плавает. Можем тренировать внимание и память: "Кто пропал?", "Кто новый появился?" Тренировать мышление, придумывая загадки – описания и т.п. А еще, эти фигурки прекрасно оживляют абстрактные логические игры, например, те, про которые шла речь выше.

12. Магнитная азбука (от 3 до 6 лет)


Магнитная азбука


Есть множество разнообразных по сложности и красочности пособий для обучения чтению. Но как показывает опыт, удобнее всего на начальных этапах именно магнитная азбука. Да и потом, когда первые слова уже прочитаны, весело и радостно оставлять друг другу коротенькие послания, подписывать рисунки и т.п. Магнитные буквы хороши и для обучения письму. Дело в том, что буквы тут объемные, их можно пощупать, подержать в руке. Детям это облегчает освоение графического символа, а значит, потом, при письме, им будет проще его изобразить.

Замечательных вам игр и радостного, разумного развития!


Статья подготовлена по материалам группы http://vk.com/ranneerazvitie